Поэтому тенденция католического богословия, направленная к тому, чтобы сделать томизм [Официальная доктрина католической церкви, основы которой разработал Фома (Thomas — отсюда «томизм») Аквинский.] как бы нормой
философского творчества, налагает на католических философов бремя ненужного и вредного догматизма, неизбежно приводящего к лицемерию.
Итак, мы различаем: 1) внефилософское, религиозное мифотворчество; 2) догматику, представляющую внешнюю систематизацию догматов; 3) религиозную философию как
философское творчество на религиозные темы; 4) «общую» философию, которая представляет собой искание «естественного», языческого ума, но, конечно, все же оплодотворенное какой-либо интуицией; 5) канон философии, ее поэтику и технику, куда относятся разные отрасли «научной философии» (гносеология, логика, феноменология, наукоучение).
«Спором об атеизме» завершается ранний, так называемый «иенский период»
философского творчества Фихте.] и Гегеля, которые одинаково низводят религию с принадлежащего ей места и отдают в подчинение этике [Мораль и религия образуют абсолютное единство: обе устремлены к сверхъестественному, первая — через образ действий, вторая — через образ мыслей…
Неточные совпадения
Наша «передовая» интеллигенция безнадежно отстает от движения европейской мысли, от все более и более усложняющегося и утончающегося
философского и научного
творчества.
Для моей
философской мысли было еще очень существенно противоположение рождения и
творчества.
Эти книги лучше выражают мое
философское миросозерцание, чем прежние книги, из которых я по-настоящему ценю лишь «Смысл
творчества» и «Смысл истории».
Между тем, мне приходилось действовать в среде духовно чуждой, враждебной к
философской мысли, свободе, духовному
творчеству, социальной справедливости, всему, что я ценил и чему служил.
Все признают, что философия переживает тяжелый кризис, что философствующая мысль зашла в тупик, что для философии наступила эпоха эпигонства и упадка, что
творчество философское иссякает.
Маркс отмечал в его
творчестве фальшивую глубину, «кокетничанье чувствами», театральность (К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, Гиз, т. XXIV, стр. 425)]», а Шатобриану приписывала «Dictionnaire philosophique [«
Философский словарь».
Ведь даже научная, а уж тем более
философская истина не открывается людям, чуждым умственной жизни, равным образом и художественное
творчество недоступно людям, лишенным эстетического восприятия.
Книга «Смысл
творчества» была «бурей и натиском», и в ней нашло себе выражение моё самостоятельное
философское миросозерцание.
Жуирный, вивёрский склад венской культурной публики не выказывал никаких высших потребностей ни по
философским вопросам, ни по религиозным, ни по эстетическим, ни по научным. По всем этим сферам мысли, работы и
творчества значились профессора и разные специалисты. Но их надо было отыскивать. Они составляли особый мирок, который совсем почти не влиял на общее течение столичной культурности, на вкусы и увлечения большой публики.
У нас постоянно сомневались в оправданности
философского и художественного
творчества.
Идеология, которая есть лишь надстройка, религиозные верования,
философские теории, моральные оценки,
творчество в искусстве — иллюзорно отражают в сознании действительность, которая есть прежде всего действительность экономическая, т. е. коллективная борьба человека с природой для поддержания жизни, подобно тому как у Фрейда есть прежде всего сексуальная действительность.
Старый спиритуализм, христианский или просто
философский, учил о свободе воли и о субстанциальности личности, но не учил о
творчестве.
Как ни интересен Бергсон, но его философия
творчества — половинчата и лишь изобличает кризис научно-философского сознания.
Исключительная
философская одаренность германской расы позволила ей лучше выразить в сознании эту разрешенность греховному человеку лишь культуры, противоположной духу
творчества, лишь культуры подзаконной.
История
философского самосознания и есть арена борьбы двух устремлений человеческого духа — к свободе и к необходимости, к
творчеству и к приспособлению, к искусству выходить за пределы данного мира и к науке согласовать себя с данным миром.
Характерно отношение к
творчеству Риккерта и его школы [Ряд статей в
философских сборниках «Логос» посвящены проблеме
творчества.
Творчество Достоевского бесконечно важно для
философской антропологии, для философии истории, для философии религии, для нравственной философии.